10 общих правил этикета:
- Когда вы разговариваете с подопечным, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему его лицу.
- Когда вас знакомят вполне естественно пожать подопечному руку- даже к тем кому трудно двигать рукой. Или кто пользуется протезом. Вполне можно пожать правую или левую руку.
- Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа не забывайте пояснить, кому вы на данный момент обращаетесь.
- Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте. Что и как делать?
- Обращайтесь со взрослыми как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на «ты». только если вы хорошо знакомы.
- При сопровождении человека в коляске опираться или повиснуть на чьей-то коляске-то же самое, что опираться или повиснуть на человеке в коляске. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
- Когда вы разговариваете с человеком испытывающим трудности в общении слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда сам человек закончит фразу. Не поправляете его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если вы ничего не поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам – понять его.
- Когда вы говорите с человеком пользующимся инвалидной коляской или костылями расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Тогда вам будет легче разговаривать.
- Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко; хотя имейте ввиду, что не все люди которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и вас было хорошо видно, постарайтесь чтобы вам ничего не мешало (жвачка, конфеты, руки, еда).
- Не смущайтесь если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» (незрячему), «Вы слышали об этом…?(человеку плохо слышащему).
Когда вы пишите или говорите о людях с инвалидностью
Используйте слова и понятия. Не создающие стереотипы | Избегайте слова и понятия |
· Инвалид
· Человек, имеющий инвалидность · Человек с ограниченными возможностями · Человек с ограниченными функциями |
· Больной
· Калека · Искалеченный · Неполноценный · дефективный |
Если человек не инвалид — обычный. Типичный человек | Нормальный, здоровый (при сравнении с инвалидом) |
Человек, использующий инвалидную коляску | Прикованный к инвалидной коляске |
Врожденная инвалидность, инвалид с детства | Врожденный дефект, несчастье |
Имеет ДЦП или другое | Страдает ДЦП |
· перенес инсульт
· имеет инвалидность в результате инсульта · человек перенес болезнь · человек который пережил болезнь · человек который стал инвалидом в результате… |
· Страдает от инсульта
· Страдает от последствий инсульта · Жертва инсульта
|
· Умственно отсталый человек (только для взрослых)
· Ребенок с задержкой в развитии · Медленно обучаемый ребенок · Человек с задержкой в развитии |
· Отсталый
· Умственно неполноценный · «тормоз» · слабоумный |
Человек с синдромом Дауна | · даун
· даунёнок |
· человек с эпилепсией
· люди, подверженные припадкам · люди подверженные эпилептическим припадкам |
· эпилептик
· припадочный |
· душевнобольные люди
· люди с психиатрическими проблемами · люди с душевными или эмоциональными расстройствами |
· сумасшедший
· псих |
· слепой, незрячий, невидящий человек
· человек с нарушением слуха · глухой человек · слабослышащий человек · человек (ребенок) с остатком слуха |
· совершенно слепой
· глухонемой, тугоухий, глухой как пень. · Слепой как крот |
· Человек с трудностями в общении
· Человек с затруднениями в речи |
· Немой, немтырь. |
Люди, испытывающие трудности при передвижении.
- Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь не нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения.
- Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
- Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать и четко следуйте инструкциям.
- Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
- Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.
- Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
- Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
- Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.
- Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении. Нет проблем со зрением. Слухом и пониманием.
Люди с гипертензией (спастикой)
Гиперкинезы- непроизвольное движение тела и конечностей, которые обычно свойственны людям с церебральным параличом (ДЦП).Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.
- Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует обращать внимания на него.
- При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажетесь в неловком положении.
- Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекайте внимания.
- Перед тем, как накрыть на стол человеку с гиперкинезами, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и т.д.
- Если в магазине человек с гиперкинезами попросил вас достать его кошелек и расплатиться ил положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить просьбу. При этом не нужно расплачиваться за него.
- В транспорте, при входе в автобус, прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужна ли она ему. Некоторым людям посторонняя помощь только мешает. Уступая место, не настаивайте, если человек отказался.
- Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если вы видите, что ваш собеседник нервничает.
Люди испытывающими затруднения в речи.
- Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их в ваших интересах.
- Не перебивайте и не поправляйте человека. Начинайте говорить только тогда, когда убедить, что он закончил свою мысль.
- Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком займет больше времени. Если спешите, извинившись, договоритесь о другом времени.
- Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.
- Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.
- Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
- Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Повторите то, как вы поняли, и реакция собеседника вам поможет. Не стесняйтесь переспрашивать, если возникнуть проблемы в общении спросите, может он вам сможет это написать.
Люди с задержкой в развитии и проблемами в общения
- Выражайтесь точно и по делу
- Избегайте образных выражений
- Не говорите «свысока». Не думайте что вас не поймут
- Говоря о задачах, рассказывайте все по шагам.
- Если необходимо используйте иллюстрации ил фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз.
- Общайтесь так же, как вы общаетесь с другими. Спрашивайте о планах на выходных, о погоде, о последних событиях.
- Если необходимо можете написать ему запись на бумаге, укажите свой номер телефона.
Люди с плохим зрением и незрячие
Нарушения зрения имею много степеней. Человек может быть тотально слепым, с остаточным зрением, у других периферическое зрение. Все это надо выяснить и учитывать в общении.
- Всегда выясняйте, в какой форме человек хочет получить информацию. Крупный шрифт, дискета, аудиокассета.
- Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом, не пропускайте информацию, изложенную в документе.
- Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда нужно что то подписать, прочитайте его обязательно.
- Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите, так как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
- Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили. Описывайте коротко, где вы находитесь. Например: в центре зала, в шести шагах от вас стоит стол, или, слева от двери, как заходишь. Предупреждайте о препятствиях, ступенях, лужах, ямах, низких потолках, трубах и т.п. Делитесь увиденным.
- Всегда обращайтесь непосредственно к человеку.
- Всегда называйте себя и представляйте других собеседников и остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
- Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайтесь его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте возможность свободно потрогать предмет.
- Не заставляйте вашего собеседника говорить в пустоту, при перемещении предупреждайте его.
- Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
- Избегайте расплывчатых определений, таких как «стакан находится где-то там, на столе, это поблизости от вас…». Надо быть точным: «стакан посередине стола», «стул справа от вас».
- Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойти и помогите выбраться на нужный путь.
Люди с отклонениями со стороны психики
Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый изменчивый взгляд на мир.
- Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
- Обращайтесь с ними как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
- Не нужно думать, что они более склонны к насилию, это миф.
- Не верно, что они принимают или должны принимать лекарства.
- Неверно, что ни имеют проблемы в понимании или же они по уровню интеллекта ниже, чем большинство людей.
- Не думайте что они не знают что хорошо, и что плохо.
- Не думайте, что они не умеют справляться со стрессом
- Нельзя с ними разговаривать резко.
Особенности поведения с дементными больными.
- Поведение больного это часть заболевания, ошибочно думать, что больной совершает те или иные действия наперекор.
- Усталость провоцирует плохое самочувствие подопечного. Отдых днем обязателен для таких людей.
- Стремиться максимально, поддерживать рутинный образ жизни
- Необходимо планировать распорядок дня подопечного. Стараться долго не занимать его делами.
- Минимально стимулировать простые действия, функции.
- Давать подопечному одно задание. Если подопечный возбужден, необходимо немедленно прекратить активность. Создать подопечному спокойные, комфортные условия. Положительное воздействия на сон, аппетит оказывают домашние животные, выращивание растений, музыка прошлых лет.
- Не стоит напрягать умственными упражнениями, т.к. это может ухудшить его состояние.
- Если подопечный перестает узнавать знакомых людей, родственников, дочь принимает за мать, не переубеждайте его, переключите внимание подопечного.