«

»

Фев 16

Детские стихи для развития речи

Каждый ребёнок развивается и знакомится с окружающим его миром при помощи речи. С месячного возраста у малышей начинается подготовка к произношению звуков. На первоначальном этапе они демонстрируют это гулением, следующий шаг уже сопровождается произношением слогов. Когда ребенок четко научиться говорить слоги, он будет стараться складывать их в слова. После этого у детей формируется навыки к соединению слов в виде словосочетаний и предложений. Способность малыша говорить развивается, благодаря чтению и разучиванию им детских стишков. Рифма помогает деткам легче воспринимать и лучше запоминать стихотворения.

Для ребенка в 1 год

Малышей в возрасте одного года начинают учить, какие звуки издают животные, их повадкам, движениям. Лучше всего рассказывать это в стихотворениях. Детских стишков о животных существует великое множество.

Ёж

Вот идёт колючий ёж

Он на ёлочку похож

Все грибочки ёж собрал

И домой он зашуршал.

Рассказывая первое предложение, изображают, как ходит ежик: топают ногами по кругу. Во время проговаривания второй строчки – поднимают руки с растопыренными пальцами вверх. Третья строчка сопровождается наклонами: показывают, как собирают грибы. Для изображения последнего действия: ходят и при этом шуршат ногами.

Мышка

Мышка в норку забежала

(при этом складывают руки вместе, пробегают по кругу и садятся),

Рядом кошку увидала

(ручки на голове, изображая кошачьи ушки).

– Ой! Ой! Ой, – сказала мышка.

– Я боюсь!

(обнимают себя руками).

– Не трусь, малышка!

Будем мы с тобой дружить,

Песни петь и суп варить.

Для ребёнка в 2 года

С 2 лет деткам можно читать логопедические стихотворения. Они замечательно тренируют произношение определённых звуков, закрепляют уже четко поставленные буквы и слоги. 2 года – подходящий возраст для обучения ребёнка таким стишкам.

Кошка – мошка

На окно уселась кошка

Хочет скушать мошку кошка

Кошка мошку лапой – хвать

Где же мошка? Не видать.

Куча – туча

Ветер с моря гонит тучу

Мы сгребаем листья в кучу

Туча в небе дождевая

Куча мусора большая.

Печка – речка

Затопил хозяин печку

Лягушонок прыгнул в речку

Разгорелся уголь в печке

У лягушек домик в речке.

Для ребёнка в 3 года

Малышам от трех лет подходят стихотворения, которые легко воспринимаются на слух и достаточно понятные. Они должны учить ребёнка произносить правильно звуки, которые малыш ещё не умеет. Прочитав один стишок своему чаду, родители могут задавать вопросы по прочитанному. Ребёнок должен принять, о чем это стихотворение, сделать определённые выводы. На досуге близкие члены семьи малыша могут самостоятельно сочинить коротенькие четверостишия и проводить с ним занятия.

Овощи

Слушай сказку, не скучай

Да ошибки примечай.

Любит овощи внучок: Грушу, яблоко, лучок

И морковку, и лимон –

С овощами дружит он.

Ёжики смеются

У канавки две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Все не могут перестать:

– Эх вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы.

Для ребёнка в 4 года

Деткам в 4 годика очень нравится слушать стишки, где присутствуют животные, птицы, насекомые, времена года. Они могут быть весёлыми и грустными, смешными и поучительными. Все произведения обязательно вызовут у малыша определённые чувства: радость, сострадание, жалость. Часто после прочтения стишка о тех, кто попал в беду или неприятности, дети чувствуют себя ответственными за них, желают оказать им помощь. Конечно же актуальные темы в стишках для их возраста – это времена года, животные, повседневные предметы и вещи.

Следующее стихотворение тренирует произношение букв: «р» и «л».

Муравейник

В муравейнике под ивой

муравьи живут красиво

Дом их – сказочный дворец,

Каждый житель в нем боец.

С детства учатся стрелять,

Охранять царицу-мать.

А царица не прядет –

Яйца белые кладёт.

Защищают муравьи

Яйца царские свои.

И живут в стране счастливой

Во дворце под старой ивой.

Этот стишок можно предложить ребёнку запомнить и повторить.

Сапожки

Нарядили ножки

В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки,

Прямо по дорожке.

Вы шагайте – топайте,

По лужам не шлепайте,

В грязь не заходите,

Сапожки не рвите.

Для ребёнка в 5 лет

Родители должны знать, что их карапузик в пятилетнем возрасте не будет заострять собственный интерес на каком-либо одном объекте. На этом основании, при выборе стихотворений, следует остановиться на произведениях, в которых употребляется понятные ребёнку вещи. Если требуется выучить стишок, он должен быть коротким и простым.

Где чей дом?

Воробей живёт под крышей,

В тёплой норке домик мыши.

У лягушки дом в пруду.

Домик пеночки в саду.

— Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под крылом.

Конь

Я залез на коня

И держусь руками

Посмотрите на меня

Я поехал к маме.

Кошкин дом

Динь-дон, динь-дон,

Загорелся кошкин дом

Бежит курочка с ведром,

Заливать кошкин дом

Но не добежала,

Воду расплескала.

Для ребёнка в 6 лет

Одним из главных аспектов для малыша – его семья. Детям в шесть лет очень хорошо подойдут стихи на эту тему. Благодаря этим произведениям, ребёнок понимает и осознает, что правильнее всего ценить и любить в жизни, учиться правильно расставлять приоритеты. Дошкольникам будет приятно зачитать тёплое и трогательное произведение своим близким членам семьи.

Папа

Папа книжки мне читает

Дружбой с ним я дорожу

Сказку каждую для папы

Тот час в слух перескажу

Сам затем возьму я книжку

Прочитаю папе вслух

Папа сказку перескажет

У меня захватит дух

Так читаем мы друг другу

Пересказываем вслух

И так весело в квартире

И так сказочно вокруг.

Деткам в этом возрасте не менее интересны будут загадки про членов семьи.

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно,… (Папа)

 

Угостит всегда вареньем

Стол накроет с угощением,

Лада наша ладушка, Кто?

— Родная… (бабушка)

Для ребёнка в 7 лет

Большинство деток в возрасте, изучают стишки многих известных поэтов: Пушкина, Ершова, Маршака, Михалкова, Чуковского и других авторов. Очень хорошо тренируют память стишки для запоминания месяцев, дней недели, цифр и букв.

Месяцы

Вечно следом друг за другом

Ходят месяцы по кругу:

В январе и феврале

Снег лежит по всей земле.

В марте и в апреле

Слышен звон капели.

Как растают снег и лёд,

Май с цветами к нам придёт,

Но в июне и в июле

Станет жарко, как в кастрюле.

А за август с сентябрем

Урожай мы соберём.

В октябре и ноябре

Зверь лесной уснет в норе,

А когда декабрь придёт

Будет праздник – Новый год!

Купим новый календарь

И наступит вновь январь.

Буква А

Без буквы А ты не напишешь мама,

Без буквы А ты не напишешь папа.

И много слов, которые ты слышишь,

Без буквы А ты тоже не напишешь.

Ну вот, к примеру, слово барабан,

Или, допустим, заяц и кАбАн.

Вот почему нам буква А нужнА,

Вот почему нам буква А важнА.

Не зря ведь, что вы там не говорите,

Она – на первом месте в Алфавите.

Единица

Единица, единица –

Цифра тонкая, как спица.

Очень стройная она,

Всем и каждому видна.

Первой песенку поёт,

Первой в пляс всегда идёт,

С этой цифры каждый день

Мы ведём отсчёт всех дел.

Есть девиз отличный, дети,

Что один за все в ответе,

Мушкетёры чтут его,

Рвутся в бой за одного.

Дни недели

Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

Назовётся ПОНЕДЕЛЬНИК.

ВТОРНИК – это день второй,

Он стоит перед средой.

Серединочка СРЕДА

Третьим днем всегда была.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый – ПЯТНИЦА-сестрица,

Очень модная девица.

А в СУББОТУ, день шестой

Отдыхаем всей гурьбой

И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Назначаем днём веселья.

В понедельник я стирал,

А во вторник подметал.

В среду с мёдом пёк калач,

А в четверг играл я в мяч,

В пятницу посуду мыл,

А в субботу торт купил

В воскресенье отдыхал,

Сказки добрые читал.

Стихотворения вырабатывают у ребенка правильное произношение букв и слов, способствуют увеличению словарного запаса, расширению кругозора. Если малыш с ранних лет начинает рассказывать стихи, развиваться он будет намного быстрее. В дошкольных учреждениях в воспитательную программу обязательно включено прочтение произведений в стихотворной форме.

Создание сайтов — www.msonline.ru