Каждый ребёнок развивается и знакомится с окружающим его миром при помощи речи. С месячного возраста у малышей начинается подготовка к произношению звуков. На первоначальном этапе они демонстрируют это гулением, следующий шаг уже сопровождается произношением слогов. Когда ребенок четко научиться говорить слоги, он будет стараться складывать их в слова. После этого у детей формируется навыки к соединению слов в виде словосочетаний и предложений. Способность малыша говорить развивается, благодаря чтению и разучиванию им детских стишков. Рифма помогает деткам легче воспринимать и лучше запоминать стихотворения.
Для ребенка в 1 год
Малышей в возрасте одного года начинают учить, какие звуки издают животные, их повадкам, движениям. Лучше всего рассказывать это в стихотворениях. Детских стишков о животных существует великое множество.
Ёж
Вот идёт колючий ёж
Он на ёлочку похож
Все грибочки ёж собрал
И домой он зашуршал.
Рассказывая первое предложение, изображают, как ходит ежик: топают ногами по кругу. Во время проговаривания второй строчки – поднимают руки с растопыренными пальцами вверх. Третья строчка сопровождается наклонами: показывают, как собирают грибы. Для изображения последнего действия: ходят и при этом шуршат ногами.
Мышка
Мышка в норку забежала
(при этом складывают руки вместе, пробегают по кругу и садятся),
Рядом кошку увидала
(ручки на голове, изображая кошачьи ушки).
– Ой! Ой! Ой, – сказала мышка.
– Я боюсь!
(обнимают себя руками).
– Не трусь, малышка!
Будем мы с тобой дружить,
Песни петь и суп варить.
Для ребёнка в 2 года
С 2 лет деткам можно читать логопедические стихотворения. Они замечательно тренируют произношение определённых звуков, закрепляют уже четко поставленные буквы и слоги. 2 года – подходящий возраст для обучения ребёнка таким стишкам.
Кошка – мошка
На окно уселась кошка
Хочет скушать мошку кошка
Кошка мошку лапой – хвать
Где же мошка? Не видать.
Куча – туча
Ветер с моря гонит тучу
Мы сгребаем листья в кучу
Туча в небе дождевая
Куча мусора большая.
Печка – речка
Затопил хозяин печку
Лягушонок прыгнул в речку
Разгорелся уголь в печке
У лягушек домик в речке.
Для ребёнка в 3 года
Малышам от трех лет подходят стихотворения, которые легко воспринимаются на слух и достаточно понятные. Они должны учить ребёнка произносить правильно звуки, которые малыш ещё не умеет. Прочитав один стишок своему чаду, родители могут задавать вопросы по прочитанному. Ребёнок должен принять, о чем это стихотворение, сделать определённые выводы. На досуге близкие члены семьи малыша могут самостоятельно сочинить коротенькие четверостишия и проводить с ним занятия.
Овощи
Слушай сказку, не скучай
Да ошибки примечай.
Любит овощи внучок: Грушу, яблоко, лучок
И морковку, и лимон –
С овощами дружит он.
Ёжики смеются
У канавки две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Все не могут перестать:
– Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы.
Для ребёнка в 4 года
Деткам в 4 годика очень нравится слушать стишки, где присутствуют животные, птицы, насекомые, времена года. Они могут быть весёлыми и грустными, смешными и поучительными. Все произведения обязательно вызовут у малыша определённые чувства: радость, сострадание, жалость. Часто после прочтения стишка о тех, кто попал в беду или неприятности, дети чувствуют себя ответственными за них, желают оказать им помощь. Конечно же актуальные темы в стишках для их возраста – это времена года, животные, повседневные предметы и вещи.
Следующее стихотворение тренирует произношение букв: «р» и «л».
Муравейник
В муравейнике под ивой
муравьи живут красиво
Дом их – сказочный дворец,
Каждый житель в нем боец.
С детства учатся стрелять,
Охранять царицу-мать.
А царица не прядет –
Яйца белые кладёт.
Защищают муравьи
Яйца царские свои.
И живут в стране счастливой
Во дворце под старой ивой.
Этот стишок можно предложить ребёнку запомнить и повторить.
Сапожки
Нарядили ножки
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки,
Прямо по дорожке.
Вы шагайте – топайте,
По лужам не шлепайте,
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.
Для ребёнка в 5 лет
Родители должны знать, что их карапузик в пятилетнем возрасте не будет заострять собственный интерес на каком-либо одном объекте. На этом основании, при выборе стихотворений, следует остановиться на произведениях, в которых употребляется понятные ребёнку вещи. Если требуется выучить стишок, он должен быть коротким и простым.
Где чей дом?
Воробей живёт под крышей,
В тёплой норке домик мыши.
У лягушки дом в пруду.
Домик пеночки в саду.
— Эй, цыпленок, где твой дом?
Он у мамы под крылом.
Конь
Я залез на коня
И держусь руками
Посмотрите на меня
Я поехал к маме.
Кошкин дом
Динь-дон, динь-дон,
Загорелся кошкин дом
Бежит курочка с ведром,
Заливать кошкин дом
Но не добежала,
Воду расплескала.
Для ребёнка в 6 лет
Одним из главных аспектов для малыша – его семья. Детям в шесть лет очень хорошо подойдут стихи на эту тему. Благодаря этим произведениям, ребёнок понимает и осознает, что правильнее всего ценить и любить в жизни, учиться правильно расставлять приоритеты. Дошкольникам будет приятно зачитать тёплое и трогательное произведение своим близким членам семьи.
Папа
Папа книжки мне читает
Дружбой с ним я дорожу
Сказку каждую для папы
Тот час в слух перескажу
Сам затем возьму я книжку
Прочитаю папе вслух
Папа сказку перескажет
У меня захватит дух
Так читаем мы друг другу
Пересказываем вслух
И так весело в квартире
И так сказочно вокруг.
Деткам в этом возрасте не менее интересны будут загадки про членов семьи.
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно,… (Папа)
Угостит всегда вареньем
Стол накроет с угощением,
Лада наша ладушка, Кто?
— Родная… (бабушка)
Для ребёнка в 7 лет
Большинство деток в возрасте, изучают стишки многих известных поэтов: Пушкина, Ершова, Маршака, Михалкова, Чуковского и других авторов. Очень хорошо тренируют память стишки для запоминания месяцев, дней недели, цифр и букв.
Месяцы
Вечно следом друг за другом
Ходят месяцы по кругу:
В январе и феврале
Снег лежит по всей земле.
В марте и в апреле
Слышен звон капели.
Как растают снег и лёд,
Май с цветами к нам придёт,
Но в июне и в июле
Станет жарко, как в кастрюле.
А за август с сентябрем
Урожай мы соберём.
В октябре и ноябре
Зверь лесной уснет в норе,
А когда декабрь придёт
Будет праздник – Новый год!
Купим новый календарь
И наступит вновь январь.
Буква А
Без буквы А ты не напишешь мама,
Без буквы А ты не напишешь папа.
И много слов, которые ты слышишь,
Без буквы А ты тоже не напишешь.
Ну вот, к примеру, слово барабан,
Или, допустим, заяц и кАбАн.
Вот почему нам буква А нужнА,
Вот почему нам буква А важнА.
Не зря ведь, что вы там не говорите,
Она – на первом месте в Алфавите.
Единица
Единица, единица –
Цифра тонкая, как спица.
Очень стройная она,
Всем и каждому видна.
Первой песенку поёт,
Первой в пляс всегда идёт,
С этой цифры каждый день
Мы ведём отсчёт всех дел.
Есть девиз отличный, дети,
Что один за все в ответе,
Мушкетёры чтут его,
Рвутся в бой за одного.
Дни недели
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовётся ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА-сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днём веселья.
В понедельник я стирал,
А во вторник подметал.
В среду с мёдом пёк калач,
А в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл,
А в субботу торт купил
В воскресенье отдыхал,
Сказки добрые читал.
Стихотворения вырабатывают у ребенка правильное произношение букв и слов, способствуют увеличению словарного запаса, расширению кругозора. Если малыш с ранних лет начинает рассказывать стихи, развиваться он будет намного быстрее. В дошкольных учреждениях в воспитательную программу обязательно включено прочтение произведений в стихотворной форме.