10 общих правил этикета:
-
Когда вы разговариваете с подопечным, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему его лицу.
-
Когда вас знакомят вполне естественно пожать подопечному руку- даже к тем кому трудно двигать рукой. Или кто пользуется протезом. Вполне можно пожать правую или левую руку.
-
Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа не забывайте пояснить, кому вы на данный момент обращаетесь.
-
Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте. Что и как делать?
-
Обращайтесь со взрослыми как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на «ты». только если вы хорошо знакомы.
-
При сопровождении человека в коляске опираться или повиснуть на чьей-то коляске-то же самое, что опираться или повиснуть на человеке в коляске. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
-
Когда вы разговариваете с человеком испытывающим трудности в общении слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда сам человек закончит фразу. Не поправляете его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если вы ничего не поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам – понять его.
-
Когда вы говорите с человеком пользующимся инвалидной коляской или костылями расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Тогда вам будет легче разговаривать.
-
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко; хотя имейте ввиду, что не все люди которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и вас было хорошо видно, постарайтесь чтобы вам ничего не мешало (жвачка, конфеты, руки, еда).
-
Не смущайтесь если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» (незрячему), «Вы слышали об этом…?(человеку плохо слышащему).
Когда вы пишите или говорите о людях с инвалидностью
-
Используйте слова и понятия. Не создающие стереотипы
Избегайте слова и понятия
-
Инвалид
-
Человек, имеющий инвалидность
-
Человек с ограниченными возможностями
-
Человек с ограниченными функциями
-
Больной
-
Калека
-
Искалеченный
-
Неполноценный
-
дефективный
Если человек не инвалид — обычный. Типичный человек
Нормальный, здоровый (при сравнении с инвалидом)
Человек, использующий инвалидную коляску
Прикованный к инвалидной коляске
Врожденная инвалидность, инвалид с детства
Врожденный дефект, несчастье
Имеет ДЦП или другое
Страдает ДЦП
-
перенес инсульт
-
имеет инвалидность в результате инсульта
-
человек перенес болезнь
-
человек который пережил болезнь
-
человек который стал инвалидом в результате…
-
Страдает от инсульта
-
Страдает от последствий инсульта
-
Жертва инсульта
-
Умственно отсталый человек (только для взрослых)
-
Ребенок с задержкой в развитии
-
Медленно обучаемый ребенок
-
Человек с задержкой в развитии
-
Отсталый
-
Умственно неполноценный
-
«тормоз»
-
слабоумный
Человек с синдромом Дауна
-
даун
-
даунёнок
-
человек с эпилепсией
-
люди, подверженные припадкам
-
люди подверженные эпилептическим припадкам
-
эпилептик
-
припадочный
-
душевнобольные люди
-
люди с психиатрическими проблемами
-
люди с душевными или эмоциональными расстройствами
-
сумасшедший
-
псих
-
слепой, незрячий, невидящий человек
-
человек с нарушением слуха
-
глухой человек
-
слабослышащий человек
-
человек (ребенок) с остатком слуха
-
совершенно слепой
-
глухонемой, тугоухий, глухой как пень.
-
Слепой как крот
-
Человек с трудностями в общении
-
Человек с затруднениями в речи
-
Немой, немтырь.
-
Люди, испытывающие трудности при передвижении.
-
Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь не нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения.
-
Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.
-
Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать и четко следуйте инструкциям.
-
Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
-
Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.
-
Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
-
Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
-
Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.
-
Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении. Нет проблем со зрением. Слухом и пониманием.
Люди с гипертензией (спастикой)
Гиперкинезы- непроизвольное движение тела и конечностей, которые обычно свойственны людям с церебральным параличом (ДЦП).Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.
-
Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует обращать внимания на него.
-
При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажетесь в неловком положении.
-
Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекайте внимания.
-
Перед тем, как накрыть на стол человеку с гиперкинезами, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и т.д.
-
Если в магазине человек с гиперкинезами попросил вас достать его кошелек и расплатиться ил положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить просьбу. При этом не нужно расплачиваться за него.
-
В транспорте, при входе в автобус, прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужна ли она ему. Некоторым людям посторонняя помощь только мешает. Уступая место, не настаивайте, если человек отказался.
-
Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, боясь его разволновать. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если вы видите, что ваш собеседник нервничает.
Люди испытывающими затруднения в речи.
-
Не игнорируйте людей, которым трудно говорить, потому что понять их в ваших интересах.
-
Не перебивайте и не поправляйте человека. Начинайте говорить только тогда, когда убедить, что он закончил свою мысль.
-
Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком займет больше времени. Если спешите, извинившись, договоритесь о другом времени.
-
Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.
-
Не думайте, что затруднения в речи — показатель низкого уровня интеллекта человека.
-
Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.
-
Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Повторите то, как вы поняли, и реакция собеседника вам поможет. Не стесняйтесь переспрашивать, если возникнуть проблемы в общении спросите, может он вам сможет это написать.
Люди с задержкой в развитии и проблемами в общения
-
Выражайтесь точно и по делу
-
Избегайте образных выражений
-
Не говорите «свысока». Не думайте что вас не поймут
-
Говоря о задачах, рассказывайте все по шагам.
-
Если необходимо используйте иллюстрации ил фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз.
-
Общайтесь так же, как вы общаетесь с другими. Спрашивайте о планах на выходных, о погоде, о последних событиях.
-
Если необходимо можете написать ему запись на бумаге, укажите свой номер телефона.
Люди с плохим зрением и незрячие
Нарушения зрения имею много степеней. Человек может быть тотально слепым, с остаточным зрением, у других периферическое зрение. Все это надо выяснить и учитывать в общении.
-
Всегда выясняйте, в какой форме человек хочет получить информацию. Крупный шрифт, дискета, аудиокассета.
-
Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом, не пропускайте информацию, изложенную в документе.
-
Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда нужно что то подписать, прочитайте его обязательно.
-
Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите, так как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
-
Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили. Описывайте коротко, где вы находитесь. Например: в центре зала, в шести шагах от вас стоит стол, или, слева от двери, как заходишь. Предупреждайте о препятствиях, ступенях, лужах, ямах, низких потолках, трубах и т.п. Делитесь увиденным.
-
Всегда обращайтесь непосредственно к человеку.
-
Всегда называйте себя и представляйте других собеседников и остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
-
Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайтесь его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте возможность свободно потрогать предмет.
-
Не заставляйте вашего собеседника говорить в пустоту, при перемещении предупреждайте его.
-
Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
-
Избегайте расплывчатых определений, таких как «стакан находится где-то там, на столе, это поблизости от вас…». Надо быть точным: «стакан посередине стола», «стул справа от вас».
-
Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойти и помогите выбраться на нужный путь.
Люди с отклонениями со стороны психики
Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый изменчивый взгляд на мир.
-
Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
-
Обращайтесь с ними как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.
-
Не нужно думать, что они более склонны к насилию, это миф.
-
Не верно, что они принимают или должны принимать лекарства.
-
Неверно, что ни имеют проблемы в понимании или же они по уровню интеллекта ниже, чем большинство людей.
-
Не думайте что они не знают что хорошо, и что плохо.
-
Не думайте, что они не умеют справляться со стрессом
-
Нельзя с ними разговаривать резко.
Особенности поведения с дементными больными.
-
Поведение больного это часть заболевания, ошибочно думать, что больной совершает те или иные действия наперекор.
-
Усталость провоцирует плохое самочувствие подопечного. Отдых днем обязателен для таких людей.
-
Стремиться максимально, поддерживать рутинный образ жизни
-
Необходимо планировать распорядок дня подопечного. Стараться долго не занимать его делами.
-
Минимально стимулировать простые действия, функции.
-
Давать подопечному одно задание. Если подопечный возбужден, необходимо немедленно прекратить активность. Создать подопечному спокойные, комфортные условия. Положительное воздействия на сон, аппетит оказывают домашние животные, выращивание растений, музыка прошлых лет.
-
Не стоит напрягать умственными упражнениями, т.к. это может ухудшить его состояние.
-
Если подопечный перестает узнавать знакомых людей, родственников, дочь принимает за мать, не переубеждайте его, переключите внимание подопечного.